Взойти на Эльбрус. НЕ руководство к действию.

ИДЕЯ
взойти на Эльбрус возникла в январе. Всерьез ее не воспринял никто, ни Лена, ни друзья, ни знакомые. Друзья, кивали головой, говоря: да, идея хорошая, но судя по всему потом крутили пальцем у виска.
Главной мотивацией послужил ролик российского путешественника Алексея Камерзанова https://www.youtube.com/watch?v=KoJysNSFmrs

Предполагаю, что я просмотрел весь ютуб и прочитал весь интернет в поисках объективной информации из первых рук о восхождении. Мне, порой казалось, что надо остановиться в поглощении информации, казалось что я по фотографиям и видеороликам уже был там. В апреле родилась шутка:"ну все с юга уже сходили давай теперь с севера зайдем"
Вечера с Леной проходили в просмотре лекций. Мы знали о Эльбрусе все. И решили идти. В Мае. Без Гида.

Почему я назвал свою статью НЕ руководство к действию?
Прочитайте этот отчет и я вас прошу, ничего не делайте. Скорее всего, вы можете умереть и будете потом ругаться на автора. Будете недовольны. Будете нудить про акклиматизацию, про экипировку и т.д. Вы просто прочитайте это, посмотрите фото. А потом забудьте.

ВРЕМЕНА ГОДА
Итак: Почему май? Во первых, это месяц первую треть которого, никто не работает, а т.к. мы ЧПшники, и отпусков не имеем мы решили пойти в мае.
Здравый смысл говорит: ребята какой МАЙ? Вы понимаете, что май на Эльбрусе-это зима. Это бутылочный лед, это минус 40 по ощущениям?

Здравому смыслу вторят гиды: лучшее время для восхождения это с середины июня по конец августа. Но мы в бесконечных лекциях находим информацию Сергея Ковалева, МСМК по альпинизму и скалолазанию о том что последние лет 10 на Эльбрусе в мае погода более стабильна хотя и менее теплая.
Второй и решающей причиной ехать на майские праздники было проведение фестиваля с забегами на вершину Red Fox Race.

Поспешу уточнить: бежать наверх мы не собирались. Участвовать в других дисциплинах тоже. У этого фестиваля есть особенность: специалисты Red Fox прокладывают и маркируют трассу красными флажками. Что может быть проще, чем пройти по снежку от флажка до флажка, думали мы.

КАК ДОБРАТЬСЯ:

Эльбрус находится в Боковом хребте Большого Кавказа в 10 километрах к северу от Главного Кавказского хребта на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия (Википедия)

Не доехать, не дойти. (С)Я

Есть несколько вариантов добраться до Эльбруса. И ни одного очевидного. Спасибо нашим прекрасным странам, "за дружбу".

Вариант первый: самолет-там черт голову сломит. Ближайший аэропорт к Горе в Минеральных водах. Логистика получалась космической по деньгам: Киев-Баку-Мин. воды. Или Киев-Минск-Мин. воды. Проведя пару дней на сайтах с билетами я устал.

Вариант второй -поезда. Они отсутствуют. Вернее, они конечно есть, но еще веселее чем самолеты.

Вариант третий-туристические фирмы, которые, на коммерческой основе водят группы на Эльбрус. Идеальный вариант под наши цели. Ты платишь только за прямой трансфер на автобусе. Мы ухватились за эту идею и надеялись до последнего. Судя по всему менеджер одной из тур фирм также понадеялась разбогатеть за наш счет.
Звонок первый:
-Сколько вас?
-4 человека
-по 130$ будет
-Аня, идите на хер. пока спасибо, мы подумаем.
(Все имена вымышлены и совпадения случайны) Как оно могло подорожать в 2 раза за неделю, я не знаю. И знать уже не хочу.

Вариант четвертый: свой автомобиль. В этом варианте все плохо. Меня все отговаривали, пугали российскими и особенно кабардинобалкарскими ДПСниками, дорогами, таможней. Я послушал истории про наркотики в моче, и багажнике, про тонировку, про джигитов которые будут стрелять по мне из калашей в День Победы. Мне советовали одеть георгиевскую ленту, сменить права, машину, идею, национальность, жену и пол. Забегая вперед скажу: это все абсолютный бред.
Был сделан выбор в пользу авто. Тонировку с передних стекол я снял. Как потом я увидел на таможне, был в числе где-то 20% машин без тонировки.

КОМАНДА
Очевидными способами найти ее не удалось. Нас по прежнему было двое. Я написал тему на xt.ht и на eurotourist.club о том что очень хочется суицидно-мечтательно зайти на Гору.
Отозвалось 2 парня: из Харькова Сергей-молчаливый, трудолюбивый с отличной физической подготовкой.

И технически подготовленный Слава.

Я, суровый и беспощадный орг, водитель и повар

Лена- украшение, душа и всея вдохновитель

Непонятный Евгений, слился без объяснений.

ПОДГОТОВКА
Чем занимались остальные члены команды я писать не буду, ибо не ведаю.
Я и Лена, кроме обычных силовых занятий в тренажерке, включили повышенное количество кардио, мы немного бегали по снегу и просто на улице, мы задирали дорожку выше среднего, но все равно это был бег. Ходьба на максимальной скорости и угле наклона совсем не нравилась. Так же было 2 выезда на велосипедах совокупной дальностью более 450 км с полной экипировкой в рюкзаках. От излишеств, типа закрыть лицо респиратором и бегать по ступенькам, мы решили отказаться. Посчитав, что выносливость-едина, независимо от того, закрыт у тебя доступ к кислороду или открыт. Мы просто, тренировали выносливость и нервы.  График тренировок не меняли-ходили через день. В последние 2 недели тренировки свели к нулю. Питались обычно. Без дефицита каллорий и углеводов. Немного повышенное количество белка. (относительно обычного человека)
В середине февраля мы ездили в Карпаты, жили в приюте в Козмещике. Поднялись на Говерлу, в достаточно плохую погоду, где проверили некоторое снаряжение и научились надевать кошки. Вот такой незамысловатый опыт был для восхождения на пятую из СЕМИ ВЕРШИН.

ЭКИПИРОВКА

Есть колоссальное количество лекций и статей про экипировку на Эльбрус.
Что было у нас снизу вверх:
-Обычные кроссовки для всего, The North Face
-Треккинговые высокие кроссовки с защитой голеностопа для камней и сыпух, У меня Salewa Alp Flow, у Лены какие то полузимние Garmont
-Бивуачные тапки  The North Face-Боже, спасибо за такую обувь.
-Альпинистские ботинки AKU и Scarpa
-2 пары треккинговых носков прочно держащие ногу Destroyer
-2 пары теплых носков с мериносом Norfin
-фонарики-бахилы с мембраной Neve
-2 комплекта никчемного спортивного термобелья-надумаете все-же идти, купите теплое, 1 комплект
-обычные треккинговые штаны Marmot и Endura
-штаны для восхождений и акклиматизации Мarmot (Лена была в лыжных Peak Perfomance )
-самосбросы Marmot Precip только у Лены
-беседка, самостраховка, 2 карабина
-Garmin Oregon 650
-2 фонаря Zebralight
-куча аккумуляторов АА
-2 ножа
-часы
-нерабочий градусник с неправильным компасом (на случай если сломается Garmin Oregon 650, ахахаха)
-треккинговые палки Tramp Expedition
-очки Julbo Sherpa и Drus
-крем с помадой от загара с фактором 50+
-шапочки

Конечно, это не весь список как и отчет этот не обо всем. Одеться мы старались правильно, слоями. Термобелье-утепляющий слой-штормовой слой-пуховик. Это важно. Погода на горе меняется 15 раз в час. Очень важно, подстраивать свой микроклимат к окружающей среде. Вообще на горе уже на высоте 3900 было все очень странно: градусник показывает минус 10. При этом пасмурно. При этом вся темная одежда нагрета градусов до плюс 30-40 градусов . Ты можешь стоять в минус 10 в черном термобелье и обливаться потом. Стоит подуть малейшему ветру-тебе уже холодно. Зашел в тень-требуется пуховик. Вышел из тени-опять плюс 40 на поверхности черной одежды. Все время хочется переодеваться. В первый день мозг совершенно отказывался воспринимать это.

ТАБЛЕТКИ
Кроме общей аптечки были докуплено:
Диакарб (принимали каждый день по 2 таблетки не задумываясь)
Трентал (съели по 2 таблетки на восхождении когда начали замерзать, но мы бы и черта лысого съели лишь бы согреться, привет термобелью)
Ириски Гематоген.

ЛОГИСТИКА
Из Киева мы поехали в Харьков за Сергеем и выезжали на таможенный пункт Нехотеевка-Гоптовка. Мы везли некоторое количество санкционных продуктов, но на таможне никому до этого дела не было. На украинской таможне мы провели около часа. На российской из-за очереди часа четыре. Обе таможни просили открыть рюкзаки и расспрашивали, почему мы решили стать альпинистами. Мы были заинтересованы, чтобы нас как можно быстрее выпустили и делали, все, что попросили: улыбались и танцевали перед таможенниками. Когда же мы въезжали обратно, я уже недовольно ворчал на них и просил, чтобы они не занимались херней тем, что не предусмотрено законом. И что, если они хотят смотреть рюкзаки, то пусть смотрят с понятыми и протоколом досмотра. Помогло. Вообще по общению с силовиками, смотрителями бочек, погонщиков снегоходов, в России, и конкретно в КБР было понятно-вежливость для них-признак слабости. Все решения вопросов ускорялись при переходе на ТЫ, улыбке и какому то панибратству.
На обратной дороге Украина вещи не проверяла.
Важное замечание: в России надо купить страховку ОСАГО. Мы въехали в Россию в субботу в 18-03. Страховку купить не смогли. Так же и на следующий день. Ничего подобного, нашим вездесущим продавцам страховок на каждом углу, там нет. Точно так же, как и нет обменников. Но с обменом валют, проблемы были только у Сергея. 2000 км мы проезжали мимо каждого из 11 постов ДПС с замиранием сердца. На посту в Малке нас остановили, но пОняли и простили. на посту перед Терсколом наказали суммой эквивалентной 2 бутылкам минеральной воды. По пути назад, сотрудники ДПС останавливали нас 3 раза. Расставались с улыбкой, пониманием и вопросами про восхождение. Благо, следы от Эльбрусского солнца и мороза остались на лицах, несмотря на крем. Итого, дорога в этом смысле, обошлась в 150 рублей.
Газ, на котором работает двигатель в моей машине стоит в России 18,5 рублей. В Кабардино-Балкарии 16,5 рублей. Это нас очень радовало.

О РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Я везде торговался. Торговался до слез. Это бесило команду. Это бесило всех, кроме меня. Я предупреждал ребят, что буду торговаться и они отходили, я видел, что им было стыдно за меня. Олигархи, наверное. Я некоторых, доводил торговлей до белого каления. Думаю я сэкономил процентов 15 денег. Лена привыкла давно уже.

ЖИЛЬЕ
Мы жили в центре Терскола в хостеле у Самиры. Кругом много магазинчиков всех мастей, кафе и ресторанов. В которых есть почти все от картофеля до кислорода, для особых случаев. У Самиры вполне сносный приют с двумя общими кухнями и столовыми. Третий этаж уютен и удобен отсутствием людей. Терскол находится на высоте 2300 метров на уровне моря. Спуститься с третьего этажа, по крутой лестнице в туалет или душ-это уже акклиматизационный выход. Отдышка в первые дни была ужасная.

Через три дня мы переселились из Терскола на Эльбрус в приют к Аслану на высоту 3950 метров.
Приют у Аслана-это самые новые вагончики, достаточно теплые и без обогревателей. Чем то внутри напоминающие купейный вагон с общим коридором и умывальником. Из неочевидных правил, Аслан попросил не ходить в кошках внутри помещения, но как то не очень и хотелось. Этот приют находится выше легендарных бочек, но ниже чем космический Лепрус, ниже чем великий в прошлом Приют Одинадцати, или Мария которые находятся чуть выше 4100 метров.

АККЛИМАТИЗАЦИЯ

ДЕНЬ НУЛЕВОЙ
Проехав 2000 км и выпив бутылочку пива мы не сдались, и почему то сразу взяли быка за рога, побежав, на ночь глядя в музей Высоцкого в Тегенекли. На что мы надеялись, я не знаю. До поселка было около 10 км а времени почти смеркалось.
Одолев 7 км мы свернули в долину Нарзанов, где я рассказал команде о замечательном национальном блюде Хычинах. Хычины-это то ли блины из чебуреков, то ли чебурек из блинов. Мы с определением так и не договорились. Начинки у них разные: картофель, мясо, сыр, творог с зеленью. Подают с айраном и/или чесночным соусом. Пишу эти строки сейчас с трудом :)
Так вот в музей мы так и не попали. Зато на обратном пути мы попали в ад из адовых водителей Лад. Надо ли говорить о том, что в Приэльбрусье около асфальтной дороги нет тротуаров и мы шли обратно по проезжей части.
Водителей, которые днем ездят как бабушки-пенсионеры, ночью, словно подменили-я думаю, основной задачей многих, стало проверить свои дудки в машинах, а после этого нас убить. Водители-оборотни. Если вы можете выбирать-заблудиться в Приэльбрусье и быть съедеными волками, или идти по асфальту домой-выбирайте первое.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
ЧЕГЕТ
Есть много мнений, о так называемом графике пилы акклиматизации. Они есть постепенные когда вы поднимаетесь на 500м спускаетесь на 200м. бывают более агрессивные это когда +1000 и -1000 метров за сутки.
Мы интуитивно выбрали агрессивный график акклиматизации и очень активные перемещения. В первый день мы пошли пешком на гору Чегет. Максимально мы смогли подняться на высоту 3123 метра.
Далее была приграничная зона и 2 пограничника с автоматами никого не пускали. Для того чтобы подняться выше, необходим заранее заказанный пропуск.
Виды открывающиеся с Чегета невероятные.
С этого дня, у нас появился пятый участник команды-горная болезнь которого мы прозвали Геннадий Петрович. Он должен был прийти и всех нас накрыть. На Чегете мы его ждали и наверху, и очень долго ждали в кафе на высоте 3056 метров с отвратительными чебуреками и туповато-хамовитой хозяйкой.
Которая, отдала нашу еду другим туристам и настойчиво просила меня за эту еду расплатиться. Это, кстати, был единственный неприятный момент с местным населением за всю поездку.
Спускались мы очень весело, на жопе по твердому снегу, то и дело обгоняя спортсменов Red Fox Race. Когда снег закончился, познакомились с приятным собеседником из Саратовской области. Время спуска пролетело незаметно. Обсудили все. И крымнаш, и дикие российские цены на обычную не импортную еду. И горы. И спорт.
Вообще, в горах можно заговорить с любым человеком. И как то так получается, что ты его знаешь тысячу лет. Феномен так и не поддался логическому объяснению.

ДЕНЬ ВТОРОЙ
ДЕВИЧЬИ КОСЫ, ОБСЕРВАТОРИЯ, ГОША ОН ЖЕ ЖОРА.

Как я и говорил, мы агрессивно пешком зашли на Чегет + 723 метра и спустились. На следующий день мы пошли, по достаточно, попсовому маршруту, на водопад Девичьи Косы. Я был настроен скептически. На водопад ведет обычная дорога, местами присыпана камнями. Утешала возможность подняться на некую обсерваторию и это сулило экстрим и какой то интерес с моей стороны. С самого старта прогулки с нами пошел одинокий парень Гоша. В совершенно странной одежде. Мы, по сравнению с ним, это спецназ горноспасательных войск. Каждый из нас имел при себе все чтобы прожить сутки под камнепадом в минус 50 градусов. А тут хлопчик в трениках, футболке, беговых кроссовках, с рюкзачком в котором я так понял было ничего и с мобилой. Слово за слово, на маршруте и мы выясняем что на самой горе он был вчера и что, ему уже ничего не страшно. И речи он вел философские. И умные такие вещи рассказывал. Минут за 5 он стал душой компании. Отвечал искренне на все вопросы. И давал полезные замечания о восхождении. Ему, судя по всему тоже были интересны ребята с Украины и мы вместе решили идти дальше на обсерваторию. Около обсерватории наш новый "дэрский чо ваш друг такой" прорвался поближе к куполу телескопа, пока я объяснял охраннику что мы безобидны. Когда я сказал, что мы с Украины охранник побежал звать сотрудников телескопа "которые все с Харькова", но почему то не дозвался. До тех пор пока мы не прошли Косы и не началась метель, дождь, снег, ветер а также, другие прелести погоды в горах, мы спасали Гошу регулярно. Чай, потом кофта, потом перчатки, потом бутерброды, потом опять чай, потом печенье. К концу похода он был одет как мы, был сыт, весел, разговорчив и с новыми друзьями. Унылый,  спокойный поход с прекрасными видами, завершился 2мя бутылками кальвадоса жареной картошкой с куриной грудью и другими туристическими ништяками. Расставаться с Гошей было грустно всей команде, это было видно невооруженным взглядом.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ
РАЗВЕДКА
Знаете, друзья, мне было сложно до конца понять, что где находится на горе и на какой высоте.

Схемы, картинки и фотографии, не дают представления о том, где жить, а откуда лучше штурмовать. Поэтому мы решили выделить день отдыха без особо жесткого треккинга и подняться на Гору, чтобы своими глазами увидеть и осознать что там? как? почем? и почему? Так мы нашли замечательный новый приют Аслана.

Увидели Приют 11ти и начали ориентироваться на местности.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
ЗАБРОСКА
Про заброску писать особо нечего-экстремально тяжелые рюкзаки. Вся экипировка+еда на 3-4 дня-завозили на подъемнике.

Наверное самый скучный день, правда потом мы немножко поднялись до приюта Мария (4100), посмотрели на быт альпинистов.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ
ВЫХОД НА КОСУЮ

Группа, все-же, оказалось очень разной по подготовке. Лена берегла силы. Сереге было скучно идти красиво и в строю. Слава мучался от всего. А я смотрел на это все и понимал, что группой нам не зайти. Меня бесило это. Я переживал, что шансов зайти нога в ногу на вершину у нас практически не было. Мы достаточно бодро прошли приюты и МЧСников, прошли скалы Пастухова. Встретили еще ребят с Украины которых я узнал по экипировке Neve и рюкзакам Terra Incognita. Поговорили, выпили чайка, пожалились на оргов.

Потом мы с ними еще пересекались и на штурме. Но я предпочитал сократить общение на горе до минимума. После высоты 4600 - 4700 метров каждое лишнее действие, включая слова дается через силу. Дошли до разбитого ратрака, вмерзшего в снег. Говорят уже 3 года стоит. Это одно из немногих укрытий на восхождении. Посидели с подветренной стороны. Выпили чая. Группа окончательно развалилась. Шли практически соло. Слава отстал, Серегу то догоняли то отставали от него. С Леной я старался идти рядом, изредка ее ожидая. Ратрак находится кажется на высоте 4900 метров. Как правило выше на акклиматизационных выходах не забираются. Я собрал группу и решили подняться еще немного. Слава отказался. Сказал, что сидел у ратрака еще пол часа и начал спуск. Мы втроем, уже особо не растягиваясь, начали забираться по достаточно крутому склону на высоту 5068 метров. К началу Косой полки. Там меня накрыло первый раз. Накрыло жестко, навязчиво, подавляюще. Тошнота, заблокированный пищеварительный тракт, заторможенные движения и речь. Боевое настроение быстро улетучилось. Сменилось тревогой.
После короткого отдыха, мы начали достаточно стремительный спуск. Который,  как оказалось, был стремительным у всех, кроме меня. Я превратился в овощ. Я ели шел. Мне периодически казалось что я ползу хотя и на двух ногах. Внутренности выворачивало наизнанку. Мысль, о том что это только пятерка, а через пару дней надо подняться еще на 600 метров меня высверлила изнутри. Но протопав пару часов до высоты 4600 горняха отступила. Я ожил. И уже через час мы сидели в вагончике и дружно готовили супчик из говна и палок сушеного мяса и быстрорастворимой лапши на талом снеге.
С салатиками и Бог знает чем еще. Лена и Сергей держались намного лучше меня. А Славин завтрак размазало по горам в трех местах. Вечером к нам зашел Аслан и мы замечательно беседовали под бутылочку Первака с перцем.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ
ОТДЫХ
Отдых бывает разный. Мы с Леной спустились к бочкам, посмотрели на фрирайдеров, поели хычинов с кокаколой и к вечеру встретились в домике. Погода была восхитительной. Где были парни я не знаю. Вечером мы все вместе поужинали. Кроме меня. Я решил идти наверх голодный.
20170506_130909 (1).jpg

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ
ШТУРМ

Подъем мы определили на час ночи. Мы все перворазники в горах. Никто из нас не был на высоте выше Говерлы. Сомнения в силах были постоянны. А вдруг устанем, а вдруг холодно, а вдруг лед, а вдруг снег... и так по кругу. Вообщем в час ночи мы проснулись. Небо звездное, ветра нет. Все началось чуть позже. О еде не было и речи. мало того я один из команды кто и не ужинал. Я еще помнил себя и свой желудок на высоте 5 км. Ограничился 2мя кружками киселя с вечера и все. Забегая вперед: я смело могу рекомендовать делать так же тем кто на высоте имеет проблемы с тошнотой. У нас были готовы термосы, вода с лимоном и по 3 бутерброда с колбасой плюс различные перекусы. Мне особенно понравилось перекусывать чурчхелой. Заходит очень хорошо. Назад не просилась.

С вечера Слава шокировал команду: Я ЕДУ НА ПАСТУХОВА НА СНЕГОХОДЕ ЗА 7000 РУБЛЕЙ. Мы промолчали. Мы потом вообще молчали и не поднимали эту тему. Это его решение. Мое мнение здесь не имеет значения. Говорят-лучше зайти со снегоходом чем не зайти. Я, Лена и Сергей этого не разделяли.

И вот наверное первая моя ошибка: ночью просто холодно. Понимаете? Когда ты спишь в одежде и выходишь на улицу, тебе холодно в любом случае. Я не смог оценить, что на улице в это время было по ощущениям минус 20 и ветер около 15 м/с. Я как полный лошара пошел штурмовать Эльбрус в одежде, в которой был днем на косой полке в минус 5. Конкретно я был в кошках, ботинках, 2х носках, спортивном термобелье, штанах и куртке из hardshell пуховике и шапочках. Отличная экипировка на температуру около -5 но не как не на -20 -30.  Я не знаю каким чудом я шел. Где я брал силы. На штурме я не ел, не останавливался, я выпил менее пол термоса чая. Даже, когда группа из Лены и Сергея останавливалась на отдых, я ходил вокруг них и орал благим матом о том что мне осталось жить 2-3 минуты, если они не поднимут жопы и не пойдут дальше. В седле я подошел к судьям забега и спросил, что делать если невозможно унять дрожь во всем теле. В ответ, я получил начало лекции о четырех видах термобелья. Я осознаю, конечно, что вопрос в том месте незнакомым людям был неуместным, НО ЙОБ ВАШУ МАТЬ. Последнее, что я хотел бы услышать в тот момент, это чем спортивное термобелье отличется от шерсти мериноса. Прервав лекцию на пятой секунде, я выпил чая. предложил Сергею спуститься вниз, моментально отправился туда же, куда я отправил лекторов по экипировке и мы пошли вверх. Молча. Быстро и очень уверенно. Я знаю, что это была ошибка. Моя ошибка. Но я не мог вернутся из за тог,о что забыл флисовые штаны и кофту. Можете устроить холивар, начать нудить про здравый смысл и т.д.

ПРО МАРШРУТ
От бочек до Приюта одинадцати это легкая, необременяющая прогулка. Далее идет каменная гряда, до начала скал Пастухова, она также не предствляет трудности. Все это проходится в одном темпе, при нормальной физической форме. Выше скал Пастухова: от ратрака до Косой, очень неприятный ледяной торчек. Хорошо хоть не длинный, около 100 метров по высоте. Далее идет Косая Полка. Я не знаю почему всех пугают именно косой. Она пологая. Да, она имеет длину чуть больше, чем хотелось бы. Но мы на ней отдыхали. Это мнение всей группы. На косой полке мы встретили 2 бездонных трещины, которые, просто обойти и хорошо видно. Затем, мы приходим в седловину-очень приятное красивое место. Это было первое место, где я перестал сходить с ума от холода и немного пришел в себя. Я даже смог первый раз достать термос. В Седловине есть приют RED FOX который из седла практически не найти. Его видно уже только с адового торчка который начинается при восхождении на западную вершину. Я лично считаю что этот подъем-самое страшное место восхождения. Очень мало информации о том, как он выглядит, и что надо от человека, чтобы его преодолеть. Вообщем, это псевдотропа, практически не протоптана, крутизной наверное градусов 45-50. Идущая не вертикально вверх, а небольшим траверсом. Сыпучий не утоптанный снег. Под ногами метров 300 склона, который заканчивается острыми камнями. Наслаждаться красотами горы там не получается, достать камеру я не осмелился. Я просто шел, стараясь вообще не совершать лишних движений. Каждый пятый шаг, либо палка, либо правая нога норовила соскочить вниз. Кошки на сыпучем снегу мало полезны, даже с антиподлипами.
Преодолев этот подъем, мы попадаем в неоднозначное место где видно как бы 2 вершины. Нам правее. Если бы не флажки гонки, я бы не сразу понял куда идти. Участок этот пологий и проходится минут за 10. А дальше радость, слезы, эйфория, фоточки, обнимашечки и триумф.

Славу мы обогнали на косой полке, когда поднимались. И еще раз встретили на торчке после седла, когда спускались. В тот день мы его больше не видели.
На спуске меня опять накрыло около 5000 м. Примерно так же, как и в прошлый раз. Но я уже был готов. Попросил Лену и Сергея пойти вниз собрать вещи, чтобы к моменты как я доползу вещи были собраны и мы спустились на канатке в Терскол. Все так и получилось. Лена с Сергеем выпили бутылку шампанского. Я за вечер смог произнести 1 фразу: С ГОРОЙ! Отбой был в 19-30.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
ДОРОГА ДОМОЙ
Слава вышел на связь, когда мы поехали в МЧС его искать. Говорит спал, как убитый на горе, на канатку не успел, осуждать было сложно, почему был выключен телефон, я уточнять не стал. Встретили его на Азау. Быстрый сбор вещей, сувениры на поляне Чегет, погрузка и утомительная дорога домой. В Украину мы въезжали через таможенный пункт Чертково-Меловое. Прошли обе таможни за час. Дорога в Украине до Харькова отсутствовала. У меня вообще нет слов об этом направлении. Я бы, конечно, сейчас сорвался на пятиминутку политики. Но кто бывал в Купянске меня и так поймут. А кто там не был, то и не надо. Для того кто это допустил-есть отдельный котел в аду.

Сейчас хотелось бы завернуть какую то очень философскую мысль или цитату про горы. Но я не буду. Многие пишут что мы совершили подвиг. Это перебор. Подвиг может и есть, но это очень внутренний и так сказать частный подвиг. Он для себя. Мы не хотели ничего доказывать. Мы занимались спортом, готовились, изучали. Применили знания и навыки на практике. Заболел ли я горами? Сказать сложно. Сейчас наверное нет. Но я очень хочу еще раз пережить все заново. Но первая гора-это конечно как первая любовь. Сорвался, таки, на пафос. Несомненно, пока это самое крутое что я сделал в жизни.